Конечно, все взрослые знают, что болеть – это плохо и что одна из основных задач родителей заключается в том, чтобы вырастить ребенка здоровым, сохранить и укрепить данное ему от природы, сделать так, чтобы он никогда не хворал. Когда малыш здоров, мама и папа чувствуют себя гораздо увереннее, они даже немного гордятся собой и по праву считают себя «хорошими родителями». Если же ребенок часто простужается, мучается болями в животе, а его ушибам и содранным коленкам нет числа, это наводит взрослых на мысль о том, что они плохо и неумело справляются со своими обязанностями…
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Не стоит предъявлять малышу завышенные требования. В противном случае, вылечивая его от болезни, вы временно снизите их, окажете ему поддержку, проявите сочувствие… В результате ребенок поймет, каким образом он может «бороться» с вами, и будет постоянно жаловаться на недомогание.
Учите малыша выздоравливать и не учите его болеть. К сожалению, чаще всего дети получают опыт того, как болеть «с удовольствием» (принимать заботу от родителей, управлять окружающими, требуя внимания и развлечений) или как болеть с отчаянием, чувством одиночества и брошенности. Однако больше всего малышам нужен опыт того, как надо выздоравливать, не чувствуя себя виноватыми и становясь сильнее и защищеннее, преодолевая очередную напасть.
Не ругайте ребенка за то, что он болеет. Ведь точно так же, как и вы, он чувствует себя виноватым.
Если малыш «не вылезает» из болезней и врачи не находят причину заболеваний, обратите внимание на то, что происходит вокруг ребенка. Возможно, вам стоит проконсультироваться с семейным психотерапевтом.
Что важно для ребенка?
Основная задача родившегося малыша заключается в том, чтобы как можно успешнее приспособиться к окружающему миру и научиться выживать в его отнюдь не стерильной обстановке. Как это ни странно, именно болезням отведена в этом процессе главная роль: они должны помочь организму малыша «познакомиться» с разнообразными вирусами и микробами, научиться им противостоять и сформировать иммунитет, от которого, как известно, зависит то, насколько эффективно ребенок будет сопротивляться разным «вредностям» окружающей среды. Однако построение собственных защитных сил – большая работа для маленького организма, требующая огромного количества энергии.
Чем взрослые могут помочь ребенку? Все окружающие малыша люди – и в первую очередь, конечно, родители – оказываются первым и главным психологическим барьером, который помогает ребенку противостоять «агрессии» внешнего мира. Родительские хлопоты о здоровье ребенка, проявляемые в достаточном количестве, их чуткость к его собственным силам позволяют ему успешнее и лучше вырабатывать собственные защитные силы. При этом как избыточная, так и недостаточная забота может привести к тому, что малыш будет слабо заботиться о формировании собственных средств приспособления, и это сделает его беззащитным при встрече с такими «опасностями», как холодный воздух, сырой или теплый ветер, солнечный свет, новая еда, смена режима или еще какими-нибудь неизбежными, хотя и вполне банальными событиями. Хорошо, когда мама быстро и правильно ориентируется в том, как чувствует себя ребенок: холодно ему или жарко, сыт он или еще голоден, утомился от впечатлений или, напротив, жаждет новых открытий. Однако не менее важно, чтобы у малыша формировалось собственное отношение к окружающему миру, собственная чувствительность к температуре, чувству сытости, голоду, усталости и возбуждению.
Насыщенные сильными эмоциями события неизбежно отражаются на состоянии организма малыша.
«У нас всегда все хорошо, пока я рядом с Петей, – рассказывает мама 2-летнего малыша. – Но стоит мне оставить его с папой или бабушкой, он обязательно простудится или у него заболит живот. Я так беспокоюсь, когда он где-то без меня… ведь только я его хорошо чувствую и понимаю». Такая позиции мамы может считаться правильной только в первые месяцы жизни ребенка, иначе потом, оказавшись без матери, без привычного защитного окружения, ребенок будет чувствовать себя беспомощным, и встреча с любым микробом и вирусом закончится очередным заболеванием.
Известно, что у самых маленьких детей эмоциональная, психическая жизнь тесно связана с телесными ощущениями и граница между эмоциональным и телесным почти неразличима. Именно поэтому основные эмоциональные события неизбежно отражаются и на состоянии организма малыша. Сильные психические нагрузки, присутствие в жизни семьи таких негативных переживаний, как тревога, спрятанное, подавленное раздражение, гнев, обида, не говоря уже о разных пугающих событиях (ссоры, скандалы, тяжелые болезни кого-то из взрослых), лишают ребенка необходимой поддержки и защиты, и ему становится не под силу бороться с нагрузками и напряжениям. О своих трудностях малыш сообщает взрослым не словами, а телом, то есть болезнями.
О чем «говорят» детские болезни?
Самое первое и главное послание взрослым заключается в том, что ребенок не справляется с происходящим вокруг него, ему невыносим груз упавших на него забот и ему нужна помощь. Многие взрослые интуитивно улавливают этот призыв, но чаще всего начинают помогать не словом, а делом – лекарствами, процедурами, врачами, больницами. Однако довольно часто своей болезнью малыш сообщает вам о своем душевном, эмоциональном состоянии и нуждается в первую очередь в сочувствии и понимании. Например, когда родители ссорятся, ребенок чувствует себя в опасности, ему кажется, что он никому не нужен, его бросили, про него забыли, но у него нет подходящих средств, чтобы выразить свой страх и протест по этому поводу. И тогда переживаемое им напряжение может привести к нарушению дыхания или сердцебиения.
Когда ребенок в состоянии справиться с неприятными эмоциями, которые он испытывает, то, скорее всего, его напряжение проявится в крике или протесте. Однако если переживаемые отрицательные ощущения окажутся слишком сильными, они могут затронуть телесные, физиологические процессы организма и сформировать патологические реакции. В этом случае ответом ребенка на сложившуюся ситуацию может стать рвота или астматический приступ. Более того, если физиологический протест на события привлечет к себе внимание взрослых (то есть окажется эффективным средством борьбы), он может закрепиться как устойчивая реакция на происходящие события. В результате ребенок превратится в заложника родительских отношений, а родители окажутся в ловушке детских болезней.
Если вы хотите понять истинную причину недомогания малыша, попробуйте разобраться в том, что происходит вокруг него, какие чувства и отношения наполняют его жизнь, какая помощь ему нужна для того, чтобы приспособиться к миру.
Кстати, не только ссоры и конфликты становятся причиной неразрешимых эмоциональных проблем у ребенка. Длительное напряжение между родителями, бабушками или просто несколькими любимыми людьми, болезнь, депрессия или потеря кого-то из близких также являются источником болезненных ощущений малыша. К примеру, постоянная тревога, невыраженная печаль может проявиться слабостью, болями в сердце или спине, на которые ребенок обратит внимание, пожалуется. Ведь ни в два, ни в три года малыш не в состоянии сказать маме: «Меня тревожит и огорчает твой нахмуренный вид, мне от этого плохо». Однако он чувствует, что у него сжимается сердце, ему трудно дышать, от этого он начинает плакать и жаловаться взрослым.
Не случайно довольно часто самым лучшим лекарством для заболевшего ребенка оказывается уютная постель, мамин голос, ласковые руки, знакомая песенка – все то, что позволяет ему почувствовать себя любимым, нужным, понятым. Однако из-за того, что чаще всего источник напряжения остается на месте (родители продолжают ссориться или уезжать в длительные командировки, бабушки – обижаться или тревожиться), напряжение малыша тоже остается на месте, и болезнь становится привычной гостьей в семье.
Протест «животом»
Еще одним источником напряжения, которое может проявляться в виде разных болезненных симптомов, могут стать чрезмерные, преувеличенные требования к ребенку со стороны родителей. Конечно, всем мамам и папам хочется, чтобы их дети были сильными, умными и уверенными в себе, чтобы смогли многого добиться в жизни, не пугаясь никаких испытаний и сложностей. Однако иногда получается, что родители слишком торопятся увидеть своего ребенка большим, удачливым, умным, понятливым и самостоятельным, совершенно забывая о том, что на данный момент времени малыш не может соответствовать этим требованиям. При этом ребенок изо всех сил старается не обмануть ожидания родителей и прикладывает огромные усилия, чтобы не огорчить и не разочаровывать их. И довольно часто у него просто не хватает сил сделать то, что хотят взрослые, поскольку для этого надо много всего контролировать: «по-умному» говорить, правильно манипулировать разными предметами и самое главное – уметь справляться со своими чувствами, не пугаться, не плакать, не кричать. Если у ребенка не хватает сил справиться с поставленными взрослыми задачами, страх перед отрицательной оценкой может проявляться в желудочных спазмах, болях в животе. Это один из самых сильных «аргументов» в отношениях со взрослыми, он действует почти безотказно: родители тут же пугаются и сдают свои позиции. Конечно, очень важно быть внимательным к боли и не пропустить серьезное заболевание, но если вызванный врач не обнаружил причин для волнения, а ситуация повторяется снова и снова при одних и тех же обстоятельствах, значит, вам пора обратить внимание на ваши отношения с малышом.
Чаще всего боль в животе появляется вслед за страхом и протестом против того, что происходит. «У Ирочки регулярно болит живот утром, когда мне надо уходить на работу, а к ней должна приехать няня. Она ноет, держится за животик, ходит вокруг меня до тех пор, пока не приходит няня, при ней дочка быстро успокаивается, и я могу уйти». Девочка старается быть хорошей, не капризничать, не мешать маме работать, но ее беспокойство и нежелание остаться без нее проявляется в настоящей боли, которая неприятна ей самой и, конечно, пугает и огорчает маму. В такой ситуации вы должны найти время поговорить с ребенком, рассказать, что вы тоже скучаете без него, вам тоже не всегда хочется уходить – и так постепенно перевести ощущения из области «живота» в область отношений.
Болея, ребенок учится выздоравливать и приспосабливаться к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы поддержать его в этом нелегком деле.
Источник: http://www.belmama.ru/text1/?text1=1172 |