Молодец! Возьми себе медаль
В прошлом номере журнала мы говорили о наказании, а сегодня разговор пойдет о поощрении. Я не открою Америки, когда скажу, что, если мы хотим принести пользу ребенку, помочь ему измениться в лучшую сторону, то никогда не станем акцентировать внимание на отрицательных моментах, а, наоборот, будем искать и подчеркивать положительные проявления.
Может ли похвала принести вред? Вопрос звучит странно, но на самом деле может, если похвалив, мы сравниваем отличившегося ребенка с другим. Это неполезно и для того, кого хвалят, и для тех, кто это слышит. «Анечка, как всегда, сделала лучше \ быстрее \ аккуратнее всех». Остальные дети слышат, что они, как всегда, хуже. А Анечкины гордыня и тщеславие основательно «подкормлены». Гораздо полезнее хвалить ребенка, выбрав в качестве мерила его собственные достижения или неудачи: «Ты сегодня гораздо внимательнее слушал на занятии, чем в прошлый раз, и поэтому смог правильно ответить на все вопросы. Меня это очень порадовало». Схематично можно это представить так: есть констатация положительного факта, есть доказательство, к какому хорошему результату привело такое поведение и, что немаловажно, присутствуют личные чувства воспитателя как значимого для ребенка взрослого.
Иногда, чаще всего у бабушек, которые не нарадуются на своих внучат, случаются «перекосы». И вот они нахваливают их - по поводу и без него: «Ой, «спасибо» сказал. Молодец! Ах, руки помыл, вот умница!» Все эти охи и ахи обесценивают похвалу как таковую и не доставляют ребенку искренней радости. Более того, они становятся уже привычными, и без них ребенку неуютно. Иногда ребенок, не услышав похвалы своему обыденному поступку, может почувствовать себя неуверенно: «А все ли со мной в порядке, если меня перестали хвалить и перестали мной восхищаться?»
Вреда не принесет, но и пользы не будет. Просто «молодец», «умница» или что-либо в таком роде – не полезно, так как не понятно: «А почему, собственно говоря, я – молодец?» «Ты так аккуратно сложил книги, просто загляденье!» - в этом обращении больше эмоций, они ярче, чем поощрение без констатации факта, и понятно, чем именно они вызваны.
Далее эту тему я бы хотела рассматривать в следующем аспекте.
Думаю, всем известно, что людей, в том числе, и детей, по типу восприятия можно разделить на три основные группы: визуал (человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения), кинестетик (тот, кто воспринимает информацию, в основном, с помощью осязания, движения и тактильных ощущений) и аудиал (тот, у кого на первом месте в получении информации стоит слух). Отмечать достижения, хвалить можно по-разному: и по головке погладить, и что-нибудь подарить, и дать главную роль в спектакле. Если опираться на способы восприятия и переработки информации, то и варианты похвалы для разных детей должны быть разными.
Визуалу хорошо бы сделать медаль или написать грамоту, можно даже выпустить какую-нибудь стенгазету-молнию. Использовать фотографию ребенка и написать или нарисовать «Сегодня – день дружбы у нашего Коли» (имеется в виду, что не было драк). А почему бы и нет? Ребенку приятно. А родителям как будет радостно! Они ведь тоже переживают из-за агрессивности сына. Главное, чтобы то, что вы делаете, было действительно красиво и ярко. Если вы хотите сделать приятное визуалу, то не надо его излишне обнимать и целовать. Он этого не любит.
С кинестетиком же обязательно нужно контактировать: обнять, погладить, пожать руку или даже просто поднять большой палец вверх – «отлично!» И когда вы хвалите кинестетика, то лучше делать это не спеша, спокойно, плавно. Если вы хотите сделать ему памятную награду, то она должна быть приятной на ощупь, например, мягкой и пушистой или прохладной и гладкой.
Аудиалу важно слышать поощрение. Поэтому его хвалим вслух: громко, тихо, быстро, нараспев, в общем, как вам угодно. Главное, чтобы это было четко, выразительно, с акцентом на самых важных моментах.
Если вы вручаете ему награду, то пусть она будет с «историей». Придумайте, как она к вам попала и почему должна оказаться именно у этого ребенка. Ребенок-аудиал будет с удовольствием историю слушать, а потом не один раз её рассказывать. И это тоже будет ему в радость.
Безусловно, аудиалы, кинестетики и визуалы в «чистом» виде встречаются нечасто. В большинстве случаев способ восприятия складывается из двух типов. Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе» и автоматически становятся кинестетиками, то школьники чаще используют зрение и слух.
Как определить тип восприятия? Это можете сделать вы сами с помощью родителей. Нужно будет просто понаблюдать и послушать, как говорит ребенок, какие слова он использует. В них тоже есть ключ к типу восприятия. А лучше, если есть возможность, обратиться за советом к вашему психологу.
Определение типа восприятия поможет вам не только проникнуть своей похвалой прямо к сердцу ребенка, но и окажет помощь в развитии детей, построение занятий, индивидуальной работе.
Важно помнить, что любого человека, а ребенка особенно, есть, за что похвалить и поблагодарить. Например, кинестетика - за неспешность и помощь в раздаче материала для занятий. Аудиала - за то, что он великолепно рассказывает стихи. А визуала - за опрятность и аккуратность, которая ему свойственна, Да, он не может запомнить быстро на слух стихотворение, но стихотворение он выучит обязательно, только ему понадобится для этого немного больше времени.
Интересную мысль об уместности и своевременности поощрения высказала Жан Ледлофф в своей книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Я предлагаю вам цитату из нее: «Самая обычная похвала совершенно сбивают с толку детей, особенно в раннем возрасте, если ребенок сам оделся, сделал что-то полезное. Сорвал букет полевых цветов или вылепил пепельницу из куска глины, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты у меня умница!», «Смотри, что Петенька смастерил, да ещё сам!» - подразумевает, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна. Его ум, может, и польщен, но на уровне чувств ребенок будет разочарован тем, что не смог сделать того, чего от него ожидают, и что по настоящему делает его частью культуры, племени и семьи».
Статья опубликована в "Дошкольном образовании" в мае 2012 г.
Источник: http://www.prostovmeste.ru/who/highest/alina_kozlova_molodec.html |