Суббота, 20.04.2024, 07:42

Сайт педагога-психолога детского сада №83, г.Томска

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Игры для агрессивных детей

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

 Методы, техники, упражнения.

Четыре стадии отреагирования гнева (В. Оклендер):

Первая стадия -  «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».

Вторая стадия –  «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия«дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут всё, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.

Четвёртая стадия  - «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться. В каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». Важно, чтобы ребёнок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении  форме.

Задачи на стадии отреагирования гнева

- помочь ребёнку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева;

- помочь ребёнку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.

Методы и приёмы на стадии отреагирования гнева:

- комкать и рвать бумагу;

- бить подушку или боксёрскую грушу;

- топать ногами;

- громко кричать, используя «стаканчик» для криков;

- пинать ногой подушку или консервную банку;

- написать  на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

- втирать пластилин в картонку или бумагу.

 

Упражнение 1.

Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение

(можно выполнять как в группе, так и индивидуально).

1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причём побудительный импульс движения должен и сходить из той  части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

4. Обсудите с детьми:

- легко ли было выполнить упражнение;

- в чём они испытывали затруднение;

- что они чувствовали во время выполнения упражнения;

- изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.

Упражнение 2.

Рисование собственного гнева (лепка гнева из пластилина, глины)

(выполняется индивидуально).

Материал:  листы бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

1. Попросите ребёнка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

2. Попросите ребёнка отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребёнком.

3. Когда ребёнок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или слепить свой гнев из пластилина?»

4. Важно обсудить с ребёнком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

- что изображено на рисунке;

- что чувствовал ребёнок, когда рисовал свой гнев;

- может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

- изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.

5. Далее спросите ребёнка, что ему хочется сделать  с этим рисунком:

- что он чувствует, когда рисует новый вариант;

- попросить поговорить от лица нового рисунка;

-- каким стало его состояние теперь.

6. Дать ребёнку высказаться в ходе рисования (лепки).

Следующие два упражнения можно использовать как в целях отреагирования собственного гнева детьми, так и в целях обучения детей контролю за своими агрессивными импульсами.

Упражнение 3.

Осознавание гнева через сенсорные каналы

- На что похож твой гнев?

- Какой он на цвет?

- Какой он на слух?

- Какой он на ощупь?

- Какой он на вкус?

- Какой он на запах?

Упражнение 4.

Рецепт: как сделать ребёнка агрессивным.

Первая часть:

  1. Попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведёт, что говорит;
  2. пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребёнка, а также нарисуют портрет такого ребёнка;
  3. затем дети зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребёнка (как он ходит, как смотрит, какой у него голос, что он делает);
  4. стоит обсудить с детьми:

- что им нравится в агрессивном ребёнке;

- что не нравится;

- что бы они хотели изменить в таком ребёнке.

Вторая часть:

  1. Далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
  2. Пусть дети возьмут ещё лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребёнок проявлял агрессию по отношению к другим детям;
  3. после того как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:

    - знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными;

    - как они считают, почему люди бывают агрессивными;

    - всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?)

    - как ведёт себя жертва агрессии;

    - что можно сделать, чтобы не быть жертвой.

 

Психологические методы, приёмы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции).

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приёмам саморегуляции, которые позволят им сохранить определённое эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.

Коррекционная работа в данном направлении заключается:

  1. в установлении определённых правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
  2. в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);
  3. в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

ВВОД ПРАВИЛ

1. Прежде чем перейдёшь к действию, скажи себе «Стоп!».

Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребёнком знак «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами  написано «СТОП». Можно сделать данный знак из картона и положить его в кармашек.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого – либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «СТОП» или просто представить его. Кайму  следует раскрасить  в спокойные цвета (синий, голубой, зелёный, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдёт «СТОП» оранжевого или золотистого цвета, к голубой – зелёного. Во всяком случае, сочетание цвета должно действовать успокаивающе на ребёнка и нравиться ему.

2. Прежде чем перейдёшь к действиям, глубоко вдохни и посчитай до 10.

3. Для особо драчливых детей.

    Прежде чем перейдёшь  к действию, сильно сожми кулаки и разожми их.

Так можно делать до 10 раз.

4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план.

    Прежде чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

5. Прочие правила.

К данному типу правил относятся индивидуальные правила, составленные для конкретного ребёнка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьёт и т. д.). Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе».

Важно при составлении таких правил отказаться от использования отрицательной частицы «не»: «не дерись», «не ломай», «не груби» и т. д.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ.

Прежде чем перейти к закреплению правил в ролевой игре:

  1. Следует расспросить ребёнка, в какой ситуации чаще всего он злится и ему хочется ударить при этом кого – либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи – либо вещи и т. п., и составить перечень этих ситуаций.
  2. Следует его расспросить, удавалось ли ему иногда сдерживать себя, и если да, то в каких случаях (как правило, это ситуации менее напряжённые для ребёнка, и что помогло ему сдерживать себя ( «помощники»), и составить список «помощников», если таковые имеются.
  3. Затем вводится правило (какое – либо одно!) Его также желательно записать. Далее, если ребёнку 8 и более лет, то следует попросить представить начало конфликтной ситуации, вспомнить своих «помощников», а также представить, что ему удалось выполнить правило, и проследить в воображении, как при таких условиях развивается ситуация далее.
  4. Если ребёнку удалось сделать это упражнение, то берётся провоцирующая ситуация, похожая на одну из тех, что представлены в перечне (но начинать нужно с менее конфликтной), и с учётом введённого правила проигрывается в ролевой игре, где психолог либо сам берёт на себя роль «противника – жертвы», либо приглашает для этой роли другого ребёнка.
  5. С детьми до 7 – 7,5 лет прежде чем приступить к ролевой игре в провоцирующей ситуации, вместо упражнения на воображение следует для лучшего закрепления навыка проиграть  сначала игровую ситуацию с куклами, резиновыми игрушками. Для этого психолог вместе с ребёнком сочиняет небольшую историю, отражающую проблемы самого ребёнка и содержащую весь  набор его деструктивных поведенческих реакций. Психолог вводит правило, и данное правило отрабатывается в игровой ситуации, которая может превратиться в целый спектакль. После того как ребёнок начинает легко следовать установленному правилу в игре, переходят к непосредственно ролевой игре с провоцирующей ситуацией.
  6. Для скорейшего закрепления навыка можно использовать поощрительные наклейки, призы, поздравления и т. п.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребёнка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребёнок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Упражнение 1.

«Снежная баба»

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребёнком вы лепите снежную бабу, а ребёнок её изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребёнка изобразить снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный – холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замёрзла голова (попросить ребёнка напрячь голову и шею), потом плечи (ребёнок напрягает плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Упёрлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

 

Упражнение 2.

«Апельсин (или лимон)»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая…, мягкая…, отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение 3.

«Сдвинь камень»

Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжёлый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь её (8 – 12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёплая…, мягкая…, отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение 4.

«Черепаха»

Упражнение делается лёжа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на жёлтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по желанию ребёнка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая её и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, 5 – 10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и её шея, ручки и ножки стали тёплыми и мягкими и опять появились из – под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.)

Упражнение 5.

Расслабление в позе «Морской звезды»

Это упражнение следует дать как завершающее после предыдущего комплекса (1 – 4) или каких – либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте – то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1 – 2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Методы, упражнения, игры.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми – это научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать элементы в поведении.

Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе.

Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации.

Данную работу лучше проводить в небольшой группе, состоящей не только из агрессивных детей, но и детей, у которых хорошо развиты навыки общения (дружелюбны, контактны и т. п.)

Работа с картинками заключается в том, что детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображённой на картинке, а также придумать небольшую историю – продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении преследуются две цели – дать возможность агрессивному ребёнку увидеть различные варианты поведения (через рассказы других детей), а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.

Возможны различные варианты работы с картинками. Первый – это когда вся группа работает с одной картинкой. Дети  поочерёдно предлагают свои варианты поведения и совместно (в обсуждении) придумывают истории – продолжения. В конце упражнения можно попросить детей нарисовать  те варианты истории, которые им больше всего понравились.

Следующий вариант – это когда дети делятся на двойки – тройки и каждой группе раздаётся своя карточка – картинка.  Важно, чтобы в мини – группе был только один агрессивный  ребёнок. Все последующие процедуры совпадают. По желанию можно ввести элемент соревнования между группами (конкурс): какой группе удастся придумать больше вариантов поведения и историй – продолжений в рисунках.

«Групповой портрет» (с 6 лет)

Цель: Эта игра даёт возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача – нарисовать  общий портрет, на котором присутствует каждый ребёнок, - усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения.

Материал: каждой группе понадобится большой лист бумаги, восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: Разбейтесь на четвёрки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет будет рисовать. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.

В конце представления картин обсудите с детьми:

- что ты чувствовал, когда рисовали тебя;

- что ты чувствовал, когда рисовал другого ребёнка;

- как вы пришли к решению, кого, где рисовать;

- довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие;

- насколько вам понравилось работать вместе;

-портрет какой команды понравился больше всех, почему.    

Формирование осознания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

Методы, упражнения, игры.

«Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)»

Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).

Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств: страх, обида горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.

            Ход игры:

Детям раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим.

Ведущий просит вспомнить детей ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой).

Затем каждый ребёнок должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы (некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок).

Задача остальных детей – отгадать, «памятник» какому чувству они видят. Желательно, чтобы высказались все дети.

После завершения этой части дети рассаживаются в круг. Ведущий просит детей объяснить:

- как они понимают слова, указанные на карточке;

- что значат эти чувства;

- в каких ситуациях они могут возникать;

- могут ли они рассказать случай из своей жизни, когда у них возникало подобное чувство.

«Танцы – противоположности»

В этой игре дети могут поработать с противоположными эмоциями. Они должны, работая парами, выразить чувства – противоположности в импровизационных танцах.

Для работы понадобятся кассеты с записью ритмичной инструментальной музыки и набор карточек с названиями эмоций (чувств):

1) детей просят разбиться на пары, и каждой паре даётся карточка с названием эмоций. Такими эмоциями могут быть: весёлый – грустный, жадный – щедрый, смелый – трусливый, нервный – спокойный, бунтарский – покорный, бодрый – скучающий, сердитый – довольный и т. п.;

2) дети знакомятся с карточками, не показывая их окружающим. Их задача – придумать танец, в котором они будут изображать противоположные чувства. Например, один ребёнок изображает грустный Таней, другой – весёлый. Через 1 – 2 минуты дети меняются ролями;

3) задача других детей – отгадать, какие чувства – противоположности изобразила в своём танце пара. Если кто – либо из детей захочет подключиться к танцу, не надо им мешать;

4) спустя какое – то время предложите детям самим назвать те танцы – противоположности, которые им больше всего понравились.

Предложите один из них станцевать всей группой.

Развитие позитивной самооценки.

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность»,  отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определёнными нарушениями «Я – образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я – плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я – образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

 

«Копилка хороших поступков»

Цель: научить детей фиксировать в своём сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за неделю. Вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах.

Ход игры:

  1. попросите детей подумать о прошедшей недели и мысленно вспомнить (день за днём) о всех хороших поступках, которые им удалось совершить на прошедшей недели;
  2.  пусть дети возьмут лист бумаги и фломастерами запишут три хороших поступка, которые более значимы для них, чем все остальные. Например, выполнили сложное и неприятное для них домашнее задание, написали реферат, приняли участие в выполнении стенгазеты, выучили наизусть длинное  стихотворение или сами вычистили свои ботинки;
  3. после того, как дети запишут свои хорошие поступки, пусть они похвалят  себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Марина, ты на самом деле здорово это сделала!» или «У меня это действительно хорошо получилось!» Пусть они запишут это хвалебное предложение на свой лист с хорошими поступками цветными фломастерами.